Межрегиональный образовательный проект «II Пущинская школа юного почвоведа – 2024»
Занятия школы прослушали 410 учащихся семи регионов РФ
Организаторы
Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН (г. Пущино
г.о. Серпухов Московская область)
Кафедра почвоведения, геологии и ландшафтоведения РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева
(г. Москва)
Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева - филиал ФГБНУ ФИЦ «Почвенный институт имени В.В. Докучаева» (г. Санкт-Петербург)
Кафедра агрономии и агроэкологии ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» (г. Калининград)
Кафедра геоэкологии и природопользования, Кубанский государственный университет
(г. Краснодар)
Институт биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук
(г. Сыктывкар)
ГБУ Республики Коми «Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования», (г. Сыктывкар)
Кафедра физиологии растений и экологии почв, Пермский государственный научно-исследовательский университет (г. Пермь)
Центральная научная библиотека в Пущинском научном центре РАН (отдел БЕН РАН; г. Пущино г.о. Серпухов Московская область)
МБУК Пущинский музей экологии и краеведения (г. Пущино г.о. Серпухов Московская область)
МБОУ СОШ № 100 им. академика В.С. Пустовойта (г. Краснодар)
Научный руководитель школы – А.О. Алексеев, директор ИФХиБПП РАН, чл.-корр. РАН
Председатель оргкомитета школы – А.Ю. Овчинников, заместитель директора ИФХиБПП РАН по научной работе, к.б.н.
Члены оргкомитета
Анциферова О.А., доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры агрономии и агроэкологии ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» (г. Калининград),
Бессмолкина Ю.В., директор МБОУ СОШ № 100 им. академика В.С. Пустовойта (г. Краснодар),
Боталова К.И., заместитель декана Биологического факультета по вне учебной работе, старший преподаватель кафедры физиологии растений и экологии почв, Пермский государственный научно-исследовательский университет (г. Пермь),
Бочко Т.Ф., кандидат биологических наук, доцент кафедры геоэкологии и природопользования, Кубанский государственный университет (г. Краснодар),
Веремеева О.Н., учитель географии МБОУ гимназия «Пущино» (г. Пущино г.о. Серпухов Московская обл.),
Витязева Т.Ю., заведующий отделом экологического просвещения ГБУ РК «Центр по ООПТ», координатор проекта «Малая экологическая академия» (г. Сыктывкар),
Денева С.В., кандидат биологических наук, научный сотрудник отдела почвоведения Института биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук (г. Сыктывкар),
Дитц А.А., кандидат биологических наук, старший научный сотрудник отдела экологии животных Института биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук
(г. Сыктывкар),
Каменных Н.Л., кандидат биологических наук, доцент кафедры почвоведения, геологии и ландшафтоведения РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева (г. Москва),
Кайгородов Р.В., кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии растений и экологии почв, Пермский государственный научно-исследовательский университет (г. Пермь),
Козлова С.М., ведущий инженер ИФХиБПП РАН (г. Пущино, г.о. Серпухов, Московская область),
Кузьмина А.А., младший научный сотрудник Центрального музея почвоведения им. В.В. Докучаева - филиал ФГБНУ ФИЦ «Почвенный институт имени В.В. Докучаева»
(г. Санкт-Петербург), магистрант кафедры почвоведения и экологии почв, Санкт-Петербургский государственный университет (г. Санкт-Петербург),
Лаптева Е.М., кандидат биологических наук, доцент, заведующая отделом почвоведения Института биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук
(г. Сыктывкар),
Малышев В.В., младший научный сотрудник ИФХиБПП РАН (г. Пущино г.о. Серпухов Московская область),
Мнацаканов Р.А., учитель географии МБОУ СОШ № 100 им. академика В.С. Пустовойта
(г. Краснодар),
Русакова Е.А., старший научный сотрудник Центрального музея почвоведения
им. В.В. Докучаева - филиал ФГБНУ ФИЦ «Почвенный институт имени В.В. Докучаева»
(г. Санкт-Петербург),
Секретарь оргкомитета школы – Ж.С. Асаинова, ведущий инженер ИФХиБПП РАН
Занятие школы в селе Липицы г.о. Серпухов Московская область, 19 марта 2024 года (вторник)
В МБОУ «Липицкая СОШ имени Героя Советского Союза Евгения Петровича Тарасова», Каширская Наталья Николаевна, к.б.н. с.н.с. лаборатории археологического почвоведения ИФХиБПП РАН провела лекцию «Археологическое почвоведение. Микробиология погребенных почв и культурных слоев». На лекции рассматривались взаимосвязи почвоведения с точными и гуманитарными областями научного знания, вопросы биологической памяти почв, значение почвенных микроорганизмов и ферментов, ими производимых, в разложении и преобразовании археологических материалов. Было проведено ознакомление с основными группами индикаторных микроорганизмов, численность которых позволят определить наличие пищи в погребальных сосудах, шерстяной одежды на погребенных. Заключительная часть лекции была посвящена несложным методикам археологического почвоведения, которые могут применяться в естественнонаучных кружках на базе школьной лаборатории. Школьники задали вопросы по оценке химических свойств погребенных почв и культурных слоев в археологических исследованиях, а также об использовании современных цифровых технологий в обработке данных. Школьники-слушатели – 16 учащихся 10 класса.
Занятие школы в г. Москва, 3 апреля 2024 года (среда)
На кафедре Почвоведения, геологии и ландшафтоведения РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева состоялось интерактивное занятие «Мир почвенной науки». Доцент кафедры, кандидат биологических наук Каменных Наталья Львовна рассказала школьникам московской школы № 1164
о почве, как уникальном природном образовании, о ее строении. Ребята узнали о значении гранулометрического состава почв в оценке почвенного плодородия. Самым запоминающимся для учащихся стало практическое определение полевым методом гранулометрического состава почв. Школьники-слушатели – 15 учащихся 8 класса.
Занятие школы в г. Москва 6 апреля 2024 г. (суббота)
На кафедре «Почвоведения, геологии и ландшафтоведения РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева» ассистенты кафедры Шмакова Кристина Алексеевна, Прохоров Артем Анатольевич в Почвенно-агрономическом музее имени В.Р. Вильямса познакомили учащихся с многообразием почв на примере экспозиции почвенных монолитов. Провели мастер-класс, во время которого школьники самостоятельно изготовили почвенные микромонолиты. Школьники-слушатели – 17 учащихся 10 класса МБОУ СОШ № 9, г. Лобня, Московская обл.
Занятие школы в г. Пермь, 8 апреля 2024 года (понедельник)
Лекцию-экскурсию «Почвы Пермского края» провел Кайгородов Роман Владимирович, кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии растений и экологии почв Пермского государственного научно-исследовательского университета в Музее почвоведения Пермского государственного научно-исследовательского университета. Школьники познакомились с природно-климатическими условиями почвообразования Пермского края, зональными подзолистыми и дерново-подзолистыми почвами, редкими и исчезающими почвами Пермского края – серые почвы, чернозем глинисто-иллювиальный, почвами на пермских красноцветных породах – карбо-литозем и слаборазвитые почвы под сосновыми борами – псаммозем гумусовый. Форма лекции-экскурсии – очно-дистанционная. Очные школьники-слушатели – 19 учащихся МБОУ СОШ г. Пермь.
Занятие школы в г. Краснодар, 9 апреля 2024 года (вторник)
В МБОУ СОШ № 100 им. академика В.С. Пустовойта, г. Краснодар, проведена лекция-беседа «Почва, ее место и роль в биосфере». Лектор – Бочко Татьяна Федоровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры геоэкологии и природопользования Кубанского государственного университета. В лекции-беседе изложены основные понятия о почве и ее биоценотических функциях; рассмотрены конкретные примеры их проявления в регионе. Учащиеся задали следующие вопросы: Как отражается на функционировании почв застройка городских территорий? Как изменялись свойства почв при использовании переложной и подсечно-огневой системе земледелия? Какие почвы характеризуются наиболее высоким плодородием? Какие существуют методы для сохранения и восстановления почвенных функций? Школьники-слушатели – 42 учащихся 10-11 классов МБОУ СОШ № 100 им. академика В.С. Пустовойта, г. Краснодар.
Занятие школы в г. Калининград, 9 апреля 2024 года (вторник)
Доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры агрономии и агроэкологии ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет» Анциферова Ольга Алексеевна во время лекции-беседы «Земля под ногами. Почему наши почвы разные?» рассказала школьникам об основных группах почв региона в ходе виртуального путешествия. Формирование почв раскрылось перед слушателями на разных уровнях от почвенной карты до молекулы гумусовой кислоты. Школьники узнали, как связаны химия, физика, математика, география в почвах и где ключ к пониманию тайн сложности почвенных систем. Также ребята получили информацию о профессиях, связанных с почвой и центрах обучения. После лекции школьники задали вопросы о подверженности почв Калининградской области эрозии; о причинах формирования буроземов; о методах составления почвенных карт с помощью БПЛА; проводится ли почвенное картографирование в Калининградской области с применением БПЛА и других современных методов; почему при сходных условиях климата формируются разные почвы? Школьники-слушатели – 30 учащихся профильных химико-биологических 8-10 классов МАОУ СОШ №38 им. В.М. Борисова, МАОУ СОШ №7,
г. Калининград. Место проведения лекции-беседы – Калининградский государственный технический университет, платформа «Точка Кипения».
Занятие школы в г. Санкт-Петербург, 10 апреля 2024 года (среда)
Лекцию-экскурсию «Почва - живая! Значение почвы как уникальной среды обитания» в Центральном музее почвоведения им. В.В. Докучаева - филиале Федерального государственного бюджетного научного учреждения Федерального исследовательского центра «Почвенный институт им. В.В. Докучаева» провела Кузьмина Анастасия Алексеевна, младший научный сотрудник Центрального музея почвоведения им. В.В. Докучаева, магистрант кафедры почвоведения и экологии почв Санкт-Петербургского государственного университета. Лекция-экскурсия была посвящена многообразию почв России и уникальности почвы, как среды обитания. Школьники, увлеченные биологией, окунулись в мир почвоведения, узнали об уникальных свойствах почвы, совершили путешествие по природным зона России, познакомились с почвами Ленинградской области. Учащиеся узнали, какие экологические группы растений можно встретить на засоленных, переувлажненных, кислых почвах, а также на почвах с высоким содержанием разных металлов. Ребятам рассказали, что почва - уникальная среда обитания, которая сочетает в себе три фазы - жидкую, твердую и газообразную. Такая разнообразная и неоднородная, но в то же время устойчивая система, благодаря неповторимым свойствам, становится домом для огромного количества разнообразных групп животных. Школьники посетили «Подземное царство», где познакомились с его обитателями и наблюдали адаптацию животных к обитанию в почвенной среде. Учащиеся получили бесценный опыт, важные знания, необходимые в учёбе и на Всероссийской олимпиаде. Школьники-слушатели – 14 учащихся 8-11 классов Биологического центра Отделения дополнительно-го образования детей Государственного Бюджетного Общеобразовательного Учреждения «Президентский физико-математический лицей №239», г. Санкт-Петербург.
Занятия школы в г. Пущино г.о. Серпухов Московская область
18 апреля 2024 года (четверг)
Кандидат биологических наук, научный сотрудник «Лаборатории почвенных циклов азота и углерода», Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения Российской академии наук Квиткина Анна Константиновна во время лекции-беседы «Круговорот азота и углерода в почве» рассказала школьникам об интенсивности процессов азотного цикла в зависимости от соотношения Сорг./ Nмин. в почве, а также эмиссии N2O с почвенной поверхности как результирующей этих процессов; о вкладе корневых систем растений, ризосферных и почвенных микроорганизмов в дыхание почвы; о многолетней динамике эмиссии СО2 из почв культурных и естественных экосистем.
11:30 – 12:15 Актовый зал МБОУ СОШ № 3. Школьники-слушатели – 148 учащихся 7, 8, классов.
13:35 – 14:20 Красный зал МБОУ гимназия «Пущино». Школьники-слушатели – 50 учащихся 7, 8, 10 классов.
Занятие школы в г. Сыктывкар, 19 апреля 2024 года (пятница)
В Институте биологии ФИЦ Коми научного центра Уральского отделения РАН ребятам рассказали о строении разных типов почв, о почвах Республики Коми, о многочисленных живых организмах, в том числе редких видах, населяющих "мир под нашими ногами". Школьники узнали о том, что почвы необходимо беречь от разрушения и охранять от загрязнения. В лаборатории почвенных микроорганизмов ребятам показали методы исследования почв. Лекторы: Лаптева Елена Морисовна заведующий отделом почвоведения Института биологии ФИЦ Коми научный центр Уральского отделения РАН, к.б.н., доцент, Дитц Алла Анатольевна, старший научный сотрудник отдела экологии животных Института биологии ФИЦ Коми научный центр Уральского отделения РАН, к. б. н., доцент, Денева Светлана Валентиновна, научный сотрудник отдела почвоведения Института биологии ФИЦ Коми научный центр Уральского отделения РАН, к.б.н., Ковалева Вера Александровна, младший научный сотрудник отдела почвоведения Института биологии ФИЦ Коми научный центр Уральского отделения РАН. Школьники-слушатели – 15 учащихся ГОУ «Коми респуб-ликанский лицей при Сыктывкарском государственном университете».
Занятие школы в г. Сыктывкар, 14 мая 2024 года (вторник)
Лектор ─ заведующий отделом почвоведения Института биологии Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, доцент, к.б.н. Лаптева Елена Морисовна. Тема лекции-беседы ─ «Деградация почвенного покрова ─ глобальная экологическая проблема». Школьники ознакомились с особенностями почв как природно-исторических тел, с их биосферными функциями, ролью почв в сохранении биоразнообразия на Земле. Особый упор был сделан на специфику свойств почв Севера в целом, и Республики Коми в частности. Отмечена легкая ранимость северных почв, их низкая буферность по отношению к антропогенному воздействию, низкая скорость самоочищения и самовосстановления при механическом нарушении и загрязнении химическими веществами (тяжелыми металлами, нефтепродуктами, радионуклидами и пр.). Сообщены потери земельных ресурсов за время существования человеческой цивилизации, отмечено резкое возрастание скорости потери почв в XX веке и, особенно, в последние годы. На конкретных примерах показано, к чему приводит неграмотное, бесхозяйственное отношение человека к такому природному ресурсу как почвы, что ждет человечество при снижении количества пахотных почв на душу населения ниже критического уровня. У школьников возникло много вопросов по ходу обсуждения темы лекции, главные из них — что можно сделать, чтобы восстановить уже утраченные, потерянные, полностью нарушенные, почвы и можно ли их восстановить в принципе? Место проведения лекции-беседы – МАОУ «Лицей народной дипломатии» г. Сыктывкар, школьники-слушатели – 20 учащихся 9 класса.
Занятия школы в
Институте физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН
г. Пущино г.о. Серпухов Московская область
9 апреля 2024 года (вторник)
Занятия Школы открыл Андрей Юрьевич Овчинников, заместитель директора ИФХиБПП РАН по научной работе, к.б.н., председатель оргкомитета школы. Андрей Юрьевич рассказал о научных проблемах, решаемых в институте, пожелал ребятам трудолюбия, успешной учебы, посвятить жизнь – Науке.
С приветственным словом выступила Светлана Вадимовна Речкалова, главный специалист МБУД ЦДО «Развитие» г. Пущино г.о. Серпухов. Светлана Вадимовна пожелала школьникам успешного освоения знаний, целеустремленности.
В лекции-беседе «Биология почв. Химия почв. Экологическая агрохимия азота и углерода» главный научный сотрудник Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, доктор биологических наук Вячеслав Михайлович Семенов показал этапы зарождения и эволюции агрохимии, отметил выдающихся зарубежных (А. Тэер, Ю. Либих, Ж. Буссенго) и российских (А.Т. Болотов, А.Н. Энгельгардт, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев) ученых, выполнивших первые агрохимические исследования, рассказал об особом вкладе академика Д.Н. Прянишникова в становление агрохимии как науки и образовательной дисциплины. Были приведены примеры достижений пущинских ученых с момента организации Института агрохимии и почвоведения АН СССР в 1970 г. и до наших дней (В.А. Ковда, А.В. Соколов, А.В. Петербургский, В.Н. Кудеяров, В.И. Никитишен, О.А. Соколов, А.Ю. Кудеярова, В.Н. Башкин, В.М. Семенов, Т.В. Кузнецова, В.П. Шабаев), создавших самобытное направление в агрохимии – экологическую агрохимию. Подчеркнуто, что экологическая агрохимия призвана предложить комплекс научно-обоснованных мер по смягчению последствий климатических изменений на почву и растения, разработать эффективные способы предотвращения загрязнения окружающей среды, дать инновационные решения в поддержании продовольственной безопасности. В заключении, В.М. Семенов отметил, что современный агрохимик – это сведущий почвовед, квалифицированный физиолог растений, продвинутый эколог, умелый химик и немного информатик, а быть агрохимиком – престижно и современно.
Юдина Анна Викторовна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, заведующий Лабораторией физики и гидрологии почв Федерального исследовательского центра «Почвенный институт им. В.В. Докучаева» в лекции-беседе «Физика почв. Иерархия структурной организации почв» рассказала школьникам о физических свойствах почвы, физических процессах, происходящих в почве, механических, тепловых и электрических характеристиках почвогрунтов, переносе энергии и материалов через почву, иерархии структурной организации почв.
Ребята посетили Выставку научной литературы «Почва – стратегический ресурс» (библиотека института). Бурнашова Наталья Николаевна, старший библиотекарь БЕН РАН рассказала школьникам о книгах Выставки.
Семенков Иван Николаевич, старший научный сотрудник «Лаборатории экологической безопасности кафедры геохимии ландшафтов и географии почв» Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат географических наук в лекции-беседе «Чернозем – царь почв. Тяжелые металлы в почвах» рассказал школьникам о черноземах - группе почв с самым высоким естественным плодородием, в том числе и среди темноцветных почв (black soils). Из лекции-беседы школьники узнали о зональности в распределении почв, широтных различиях свойств черноземов и ведущих факторах образования черноземов. Во второй части лекции-беседы И.Н. Семенков рассказал о подходах к тому, какие химические элементы относят к тяжелым металлам, важности изучения миграции тяжелых металлов в системе почва - растения - животные - человек.
Семенков Иван Николаевич, старший научный сотрудник «Лаборатории экологической безопасности Кафедры геохимии ландшафтов и географии почв» Географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат географических наук в лекции-экскурсии «Типы почв» познакомил школьников с почвенным разделом экспозиции МБУК «Пущинский музей экологии и краеведения». Обсудил со школьниками плюсы и минусы различных подходов к музеефикации почвенных образцов, изменение приборной базы, используемой в полевых исследованиях. Из вопросов школьников – Какие современные приборы почвоведы используют во время полевых работ?
10 апреля 2024 года (среда)
Кокорева Анна Александровна, ведущий научный сотрудник факультета Почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт по экологической оценке пестицидов, кандидат биологических наук в лекции-беседе "Физика почв. Сады Семирамиды» рассказала школьникам о технологии организации зеленых крыш. История таких конструкций длинная, но именно сейчас она получает повсеместное распространение (в т.ч. и в нашей стране). И именно специалисты кафедры физики почв факультета почвоведения МГУ обладают теми знаниями, которые позволяют создавать субстраты для выращивания растений на крышах.
Шанин Владимир Николаевич, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник «Лаборатории моделирования экосистем», Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения Российской академии наук; Фролов Павел Владимирович, кандидат биологических наук, научный сотрудник «Лаборатории моделирования экосистем», Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения Российской академии наук в лекции-беседе «Нелинейный мир экологических моделей» рассказали школьникам о том, что такое математические модели, для чего они используются, как выбирается техника моделирования, детальность модели и какие этапы включает в себя разработка модели. В ходе лекции школьники познакомились с разработанной в «Лаборатории моделирования экосистем» оригинальной системой моделей лесных экосистем, отличительной чертой которых является экосистемный подход, особое внимание уделяется обмену энергией и веществами между биотическим и абиотическим компонентами экосистемы в системе «почва–растительность–климат». Были приведены примеры задач, решаемых с помощью этой системы моделей и ее компонентов - (1) модели динамики органического вещества почвы Romul_Hum, которая рассчитывает динамику пулов органического вещества почвы исходя из химических свойств опада, температуры и влажности подстилки и минеральной почвы, (2) генератора почвенного климата SCLISS предназначенного для генерации почвенно-климатических характеристик, (3) модели динамики древесного яруса EFIMOD, позволяющей учитывать конкуренцию между отдельными деревьями за доступные ресурсы, а также влияние лесохозяйственных операций и лесных пожаров и (4) индивидуально-ориентированной решетчатой имитационной модели травяно-кустарничкового яруса CAMPUS-S.
В лекции-беседе «Физико-химические процессы в почвах. Влияние на почвообразование и функционирование почв» Пинский Давид Лазаревич, профессор, доктор химических наук, главный научный сотрудник, Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения Российской академии наук сообщил школьникам, что почва является центральной частью биосферы, регулирующей взаимодействия между ее компонентами: атмосферой, гидросферой, верхней частью литосферы и витасферой. Почва это поликомпонентная, многофазная, гетерогенная биокосная система открытого типа. Вместе с тем, все процессы и свойства этой системы определяются на молекулярном уровне, начиная с процессов выветривания первичных минералов, синтеза вторичных минералов из продуктов выветривания, разложения органических остатков и синтеза из них специфических органических веществ почв, а также органоминеральных соединений. Лектор показал слушателям роль физико-химических процессов в почвообразовании, а также в разработке научно обоснованных технологий нормирования тяжелыми металлами в почвах подверженных загрязнению и ремедиации почв загрязненных органическими поллютантами.
Темралеева Анна Дисенгалиевна, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела "Всероссийская коллекция микроорганизмов", Институт биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г.К. Скрябина Российской академии наук в лекции-беседе "Как устроена жизнь в почве: дружный почвенный агрегат" рассказала школьникам об особенностях почвы как среды обитания живых организмов, устройстве и функционировании почвенного агрегата, разнообразии и зонах активности почвенной биоты. В заключении лекции были продемонстрированы образцы цианобактерий и микроводорослей, выделенных из различных типов почв России, а также проведена игра на закрепление главных характеристик основных групп почвенных организмов.
Фото. Е.В. Бескаравайная, И.Н. Масленникова.
Школьники получили Информационные буклеты для абитуриентов факультета Почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Буклеты прислали: Макарова Екатерина Павловна, к.б.н., с.н.с., секретарь Приемной комиссии факультета Почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, Каменных Наталья Львовна, к.б.н., доцент кафедры Почвоведения, геологии и ландшафтоведения РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
Ребята просмотрели информационный видео-ролик о факультете Почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. Ссылку ролика прислала Макарова Екатерина Павловна, к.б.н., с.н.с., секретарь Приемной комиссии факультета Почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова
https://www.youtube.com/watch?v=44S1geBKctE
Занятия школы прослушали 410 учащихся семи регионов РФ. ИФХиБПП РАН благодарит соорганизаторов и лекторов проекта, заинтересован в дальнейшем сотрудничестве.